Дети растут буквально по часам, и вот вчерашняя кроха уже начинает познавать мир и учиться. Как быстро научить ребенка читать, а не навсегда отбить желание держать книгу в руках? Мы разобрались в самых популярных методиках и готовы поделиться ими с тобой!
Всему свое время!
Сначала определись, что ребенок уже точно готов к новому шагу. Он должен свободно разговаривать полноценными предложениями, хорошо понимать сказанное, различать звуки на слух. В среднем все нужные навыки сформируются к 5-6 годам.
Желательно, чтобы у ребенка не было проблем с речью – иначе рекомендуем ни в коем случае не откладывать поход к логопеду еще дальше. Хорошо, если малыш уже не путается в пространстве и не сбивается, где у него лево или право.
Положительный пример заразителен
Чтобы у ребенка возник интерес к чтению, он обязательно должен видеть, как читают родители. Иначе откуда он вообще узнает, что это что-то важное и любопытное? Многие психологи рекомендуют взрослым на время отказаться от телефонных читалок и электронных книг в пользу бумаги, чтобы у ребенка сформировался четкий ассоциативный ряд.
Обсуждайте прочитанное
Недостаточно просто прочесть ребенку сказку вслух. Обязательно обсуди его мнение и впечатления, поговорите об иллюстрациях, обложке, да хоть и о размере букв – важно непосредственное взаимодействие с книгой. Желательно проходить одни и те же книги по нескольку раз с интервалом – для закрепления.
Буквари
Классические буквари хороши для того, чтобы весело и в картинках учить алфавит. А потом – складывать слоги и правильно их читать – по звукам, а не по буквам. Сейчас есть десятки разных букварей, так что рекомендуем дать ребенку несколько на выбор.
Пение и интонирование
Для чтения нужно не только уметь различать, но и воспроизводить звуки. Научи ребенка играть с каждым слогом отдельно – произносить с разными интонациями и громкостью, пропеть или прошептать. Заодно так развивается слух, ведь чадо учится различать самые тонкие нюансы.
Кубики и карточки
Дети познают мир всеми чувствами сразу, поэтому физический контакт им очень важен. Кубики и карточки с буквами или целыми слогами – тренировка не только для чтения, но и умения складывать слова самостоятельно.
Методика Монтессори
Здесь все тоже построено на тактильном контакте, но чтение по Монтессори отличается тем, что сначала ребенок учится писать. Он рисует буквы на песке или в тарелке с манкой, запоминает начертания и их соотношение с тем или иным звуком. Как вариант – можно выкладывать буквы из лего, рисовать мелками или лепить из пластилина.
Ищите буквы!
Это забавная игровая тренировка, благодаря которой ребенок учится воспринимать текст вокруг. Буквы окружают нас повсюду: от названий магазинов до остановок транспорта. Обращай внимание малыша на них и давай ему время разобраться и узнать что-то знакомое.
Усложняй постепенно
Некоторые дети начинают читать сразу словами и предложениями, но это совсем не обязательно. Не нужно силком принуждать ребенка и ругать за чтение по слогам. Наоборот, сначала стоит начать вообще со звуков, потом – перейти к простым слогам, и только после этого – к сложным словам и сочетаниям.
По тому же принципу в самом начале учат открытые гласные, потом – самые простые твердые согласные. И уже в самом конце – проблемные шипящие и глухие звуки. Слоги начинают так же – от самых простых и открытых.
Книжки-малышки
Запасись стопкой крошечных книг с картинками и такими же крошечными рассказами. Их можно купить или даже сделать своими руками. Всегда носи одну такую книгу с собой, чтобы почитать с ребенком при любой свободной возможности – в очереди, транспорте или в гостях.
Головоломки
Сейчас есть много авторских методик, которые помогают ребенку учиться читать. Например, динамические кубики, в которых можно вращать буквы, или кубики-теремки, в которые нужно вставить недостающие гласные. А для детей постарше – карточки со словами, которые можно запоминать или тренироваться составлять свои предложения.
Солнышко
Это очень популярная игра для детей, которые учатся читать. По центру пишется одна буква или слог, а на лучах – остальные. И нужно пройтись по каждому лучику, а потом – обратно, собирая слоги.